28 авг. 2011 г.

Психология сериала "LOST"

Телесериал "LOST" ("Остаться в живых" - отечественный вариант "перевода") стал одним из наиболее популярных проектов за всю историю жанра телесериала и породил целый ряд сопутствующих явлений (выпуск книг, комиксов, видеоигр и пр., связанных с сюжетом). Несмотря на реалии эпохи тотального перепроизводства в сфере "индустрии грез" и рекламных уловок, направленных на производства спроса, мы можем предположить, что подобные кинофильмы и сериалы, становящиеся  "культовыми", все же задевают некие глубинные пласты человеческой психики.
Мы не будем стремится найти  "настоящий смысл" или "правильную" интерпретацию этого сериала. Мы будем исходить из предположения об открытости любого произведения, о его незавершенности и возможности любых интерпретаций, не противоречащих друг другу.
Сериал "Lost" многослоен. Создается впечатление, что его создатели намеренно плели именно такую сложную многослойную, нередко парадоксальную, ткань, привлекающую внимание людей с самым различным психическим складом, что само по себе создавало большой простор для интерпретаций, коих было создано действительно немало. На просторах интернета достаточно разноязычных ресурсов, где представлены самые разнообразные попытки понять этот сериал - на основе прочтения "тайных знаков" и деталей, магии чисел, логики, попыток связать сюжет с релятивистской физикой и пр.
Нас же будет интересовать психологическая сторона этого сериала.

Ведь в самом его начале один из героев, выживших после авиакатастрофы, произнес крайне важную фразу: "Все мы умерли три назад. И родились заново". На наш взгляд речь шла о символической смерти и возрождении. О начале индивидуации (или о ее новом творческом витке). А вскоре другой герой продолжил эту мысль, сказав  в одном диалоге примерно следующее: "мы получили на этом возможность строить заново свои жизни и отношения...".
Кроме того, один из главных действующих персонажей сериала - это сам Остров, который, как это нередко казалось, обладает некоей "душой" или "автономией".
Остров и путешествие к нему - одни из древнейших архетипических образов и сценариев. И то, что лишь для одного из персонажей жажда путешествия (паралитик Джон Локк, мечтавший об австралийском  походе и знавший, что такое инициация) была сознательной, совершенно не меняет дело.  Судьбы других героев, довольно подробно и тонко показанные авторами сериала, были сложны и изломаны, и каждый по своему шел к какой-то черте, к полному разлому, к встречи с Иным, к трансформации.  Остров же очень непрост - он перемещается во времени и пространстве, к нему невозможно добраться "обычным" способом, равно как невозможно и покинуть его. С одной стороны, остров может символизировать неподдающуюся рациональному управлению и манипулированию реальность (мечты одного из героев: "я думаю, что скоро на этом острове будут и супермаркет, бензозаправка" - были разрушены до основания), а с другой стороны, остров - это внутренний остров, это глубинная часть  человеческой души.
Возможность изменений, индивидуации, становления - одна из стержневых тем сериала. Каждый герой сериала был вплетен в сеть во многом патологических коммуникации и социальных условий, а также застрял в своих внутренних комплексах и стереотипных паттернах,  отождествляя себя с социальными ролями, в ущерб богатству своего внутреннего мира и потенциала. Паралитик-инвалид, ставший во многом жертвой своего отца-мошенника, внешне успешный хирург, терпящий полную неудачу на личном фронте и имеющий шансы повторить путь своего отца-алкоголика, беглая преступница, рокер-наркоман, бывший солдат-палач, "профессиональный" мошенник, нежеланный ребенок и пр.- их судьбы прописаны весьма ярко, в них без труда можно увидеть отсылки (далекие от догматизма) и к эдипальной тематике, и к другим семейным проблемам, которыми занимается психоанализ, и к теории шизофрении Грегори Бейтсона, и к экзистенциальной психологии (проблема свободы выбора); возможно, при желании, и шизоаналитическое "прочтение" сериала. Например, очень показательным был момент из "до-островной" жизни мошенника Соейра, когда перед очередным "делом", от которого тот думал отказаться почувствовав угрызения совести, напарник сказал ему, что "ты не можешь выйти из "дела", так как именно в этом твоя СУЩНОСТЬ". Но дальнейшее развитие сериала показало иллюзорность подобных представлений - человек может меняться и нет никакой неизменной "сущности", что можно было увидеть на примере того же бывшего мошенника, медленно, но верно выбиравшегося из удушающих его паттернов и стереотипов и ставшего способным на альтруистические поступки и раскрывшего другие стороны своей души.  Примерно такую же ложную идентичность, ложные представления о себе самом формировали во всех остальных героев, обобщенно говоря, жизненные условия и окружение, а также сложная внутренняя психодинамика. Используя терминологию семейной терапии многих персонажей сериала осторожно можно было бы назвать "идентифицированными пациентами". Каждая жизненная история в этом сериале заслуживает отдельного рассмотрения, но мы ограничимся здесь лишь беглым взглядом.
И совершенно не случайно несколько раз в этом сериале звучит эмоциональная фраза, произносимая как девиз: "Только я знаю, что могу!". Если внимательно следить за диалогами,то можно привести много примеров, когда так или иначе затрагиваются глубинные и серьезнейшие экзистенциально-психологические проблемы. Тут и необходимость поиска своего пути, смысла жизни, и оппозиция предназначение-свобода выбора,  и соотношение цели и средства, и тонкости человеческих взаимоотношений... Может даже показаться, что хитро закрученный сюжет с элементами научной фантастики, где-то на границе с мистикой, все это требовалось лишь для того, чтобы скрепить в единое полотно несколько жизненных историей.
Надо отдать должно создателям сериала - они сделали многое, чтобы избежать однозначности и буквализма. В сериале царит недосказанность, атмосфера тайны, которая так и не раскрывается до конца, парадоксальность. Картина создана так, что просто не допускает однозначной интерпретации. Характеры героев раскрываются таким образом, что мы не раз видим многозначность их поступков - одно и то же действие получает разные смыслы, будучи рассмотренным в разных контекстах и с различных точек зрения. При этом мы действительно видим рождение "новых" людей, не в буквальном смысле, конечно. Речь идет именно о символическом рождении.
Но глубинная трансформация и путь индивидуации - сложная задача, тяжелое и рискованное мероприятие. Ее можно достичь лишь путем радикального разрыва прежних связей, путем символической смерти прошлой жизни и прежней личности. Поэтому неслучайно в сериале витает вопрос, озвученный одним из героев: "может быть мы все умерли во время авиакатастрофы, а Остров - это что-то вроде чистилища или галлюцинации?". И однозначного ответа на этот вопрос не дается. Даже вроде бы удачная попытка "шестерки "Ошеаника" вырваться с острова заканчивается их возвращением обратно - в "обычной" или "прежней" жизни им места уже не было. А слова "надо вернуться" звучали как призыв вернуться "домой" или на Свой путь, о необходимости нахождения которого так много говорил Джон Локк. Вроде бы вполне рациональное и разумное стремление выбраться с острова все время приводило к непредсказуемым последствиям. Так, впрочем, было и со всеми сознательными целями и установками на этом острове - они постоянно сталкивались с различными иными силами и обстоятельствами (совсем как взаимодействие сознания и бессознательного), с необходимостью учитывать разные контексты и видеть все ситуации по-возможности целостно.
"Пропавшие", по сути, пропали для прежних обстоятельств, для прежней жизни и социума, деформирующего человеческие души. Оказавшись на Острове, герои получили возможность самим строить свой микросоциум и свои жизни, а не пассивно существовать в условиях, которые были сформированы еще до их рождения. Мир острова - это мир без денег, без государства и институтов власти, без бюрократии и "посредников", "выражающих" интересы других (здесь каждый говорил от себя и за себя), но подавляющих их активность, без  медиатехнологий и прочих протезов, которые так приросли к человеку, заменяя собой живое в нем...  Мир "пропавших" был основан на сотрудничестве, на кооперации, взаимопомощи и доверии. Он был не идеален, но динамичен, он был способен к самоорганизации.
При этом, как бы вскользь, авторы сериала иронизировали над рядом сторон современного общества и цивилизации в целом. Чего стоит, например, ирония над любимым виски (дорогим) богача Уидмора, которое было найдено на острове как обычная выпивка, хранившаяся в трюме старого разбитого корабля. А попытка военных, нашедших когда-то случайно этот чудо-остров, использовать его для испытания водородной бомбы. Вообще, узкий и инструментальный разум, не видящий ничего, кроме своих ограниченных целей, был показан в сериале как полностью несостоятельный.
Нельзя не заметить, что в сериале сквозит некоторый пессимизм по отношению к возможности инициации и ииндивидуации в условиях "привычной реальности". В своеобразном эпилоге, выпущенном отдельно после официального закрытия сериала, был показан мальчик, вывезенный с острова и впоследствии помещенный в психиатрическую клинику лишь за то, что хотел рассказать историю острова, то есть сказать правду, за то, что был не похож на других. Да и паралитик Локк сумел встать на ноги лишь после авиакатастрофы, оказавшись на острове. В том же эпилоге звучала лишь слегка завуалированная ирония по отношению к зрительской аудитории, желавшей получать от других полные и окончательные ответы на все вопросы, чтобы не будить свое воображение и творческое мышление, а свою жизнь тратящей на механический труд ("маркировщики гороха") и не удосуживающейся попытаться понять, а на кого же они работают (то есть контекст и смысл своей жизни) - может той организации уже и нет или они ее сами выдумали, но они лишь продолжают и продолжают свой бессмысленный и абсурдный труд?
Быть может, этот сериал своего рода послание. Современная сказка (миф) об индивидуации, обращенная огромной зрительской аудитории. Масштаб явно и неявно затрагиваемых в этом сериале серьезнейших тем, особенно в сравнении с другими образцами жанра сериалов, пусть даже и неплохого уровня, просто удивляет. Как удивляет и то, что сериал "Lost" стал таким популярным. Конечно, вряд ли кто может ответить на вопрос о том, почему это произошло. Ведь очень может быть, что аудиторию привлекла просто зрелищность, атмосфера загадочности и некоторая экзотичность. В эпоху перепроизводства медийной и кинопродукции, перенасыщенности медиапотоков зритель проглатывает все, что зрелищно и содержит элемнеты, шоу, спектакля. Поддержание внутренняя пассивность требует иллюзии головокружения событий и мира на экранах. Да и "удобно" сидеть в кресле перед экраном, ничего не меняя ни в себе, ни в своей жизни, и созерцать  как телегерои символически умирают и рождаются для новой интересной, полнокровной и захватывающей жизни, богатой сильными переживаниями "на грани" и бурными событиями. Созерцать путь индивидуации телегероев, а затем перключиться на другой сериал.
Но, быть может, популярным этот сериал стал именно потому, что задел что-то очень глубинное в зрительской аудитории, что нереализованное, неосознанное? Ведь подобный "остро" есть в душе каждого человека, и всегда можно начать создавать подобный "островной" мир вокруг себя. Попытаться, по крайней мере. 

Комментариев нет: